Основы предпринимательства - Этапы развития предпринимательства в России

Автор: Admin от 28-04-2010, 07:52, посмотрело: 4021, комментариев: 0

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кузбасский государственный технический университет»
Кафедра экономической теории
(Факультет Гуманитарного Образования)
Учебная дисциплина «Основы предпринимательства»
Контрольная работа на тему: Этапы развития предпринимательства в России
Выполнил студент гр. СПт-08: Долбня Павел Александрович
2 курс, № з.к.: СПт-089-123
Проверил старший преподаватель: Сулименко Ксения Александровна
Кемерово 2010
Содержание
Введение - 3
1. Сущность предпринимательства - 5
2. Этапы развития предпринимательства в России - 6
2.1 Аграрная реформа - 8
2.2 Приватизация в России - 10
3. Экономические и социологические теории Предпринимательства -14
4. Виды и формы предпринимательства - 16
5. Экономическая и социальная эффективность предпринимательства - 19
6. Основные проблемы развития предпринимательства - 22
7. Государственная политика по отношению к предпринимательству... 24
8. Общественная поддержка предпринимательства - 25
9. Повышение уровня самоорганизации и культур предпринимательства - 26
Заключение - 28
Список используемой литературы - 29
Введение.
Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства. 
Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем элементом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Предпринимательство занимает свое особое место в экономических отношениях, внедряя в них прежде всего нестандартные и инновационные подходы и решения. Наряду с этим оно способствует формированию и укреплению среднего класса. Есть свои особые связи и направления взаимодействия предпринимательства и властных структур. Несомненно воздействие предпринимательской деятельности на формирование ряда позитивных черт и ценностных ориентаций личности, особенно молодого поколения.

Таким образом, предпринимательство выполняет не только экономические функции, оно теснейшим образом связано со всеми сферами жизнедеятельности общества. Знание состояния и тенденций развития предпринимательства, выявление его связей и зависимостей с другими структурными элементами общества, позволяет более четко и конкретно видеть основные проблемы и пути становления гражданского общества в России.

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.

Сущность предпринимательства.

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. 
Главной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности. Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды. Для предпринимателя наличие экономической свободы – это не только возможность заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая санкционированность предпринимательской деятельности.
Личная заинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода является определяющим условием предпринимательской среды.

Этапы развития предпринимательства в России

Современный этап российского предпринимательского движения начинается с перестройки нашего общества, провозглашенной в середине 80-х годов и продолжается уже более 12-ти лет, которые имеют поистине судьбоносный характер для российского предпринимательства.

В рассматриваемый период, особенно в первые 90-е годы, в обществе происходят радикальные изменения по отношению к частной собственности и предпринимательской деятельности. После 70 лет запрета частной собственности государство впервые признает ее равноправие со всеми другими формами собственности и декларирует свободу предпринимательской деятельности. Принимается ряд важных законодательных актов, закладывающих основы новой смешанной экономики, для которой характерен плюрализм форм собственности и организационных структур. Начинается бурный процесс их развития.

Верховный Совет СССР и Российской Федерации в начале 90-х годов принял десятки новых законов и постановлений, затрагивающих проблемы предпринимательства. Прежде всего отметим принятие в декабре 1990 г. закона "Особенности в РСФСР". Впервые этимзаконом частная собственность была признана равноправной наряду с государственной, муниципальной и собственностью общественных организаций (объединений).

В течение 1991 года были приняты и ряд других важных законов, определявших не только общие права предпринимателей, но и некоторые механизмы формирования российского предпринимательства. К ним относятся закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" установивший организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в целях создания эффективной, социальной ориентированной рыночной экономики.

Приняты также законы "Об иностранных инвестициях в РСФСР", "Об ограничении монополистической деятельности", "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и многие другие.

Таким образом, была сформирована юридическая Среда для проявления собственной инициативы и развития предпринимательской деятельности. Изменения в правовой сфере повысили активность в деле создания акционерных обществ и других видов предприятий. К маю 1991 года в Государственный реестр стран внесено 700 акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (223 АО и 477 обществ с ограниченной ответственностью). Число частных коммерческих банков в конце 1991 года превысило 1300 . Следует более подробно рассказать о товарных и фондовых биржах.

Еще недавно вопрос о биржах вызывал в страхе ожесточенные споры. Значительная часть общества категорически отрицала их надобность, не допускала самой мысли о возможностях создания бирж.

1990 год принес революционные изменения в этой области. Вопрос о биржах вышел за рамки теоретических дискуссий и приобрел практическую значимость.

19 мая 1990 г. была зарегистрирована первая в стране Московская товарная биржа (МТБ) - рынок, на котором осуществляется оптовая торговля товарами по образцам и стандартам. Сделки на товарных биржах осуществляются только массово - однородные товары, как зерно, хлопок, металл, сахар и т.п. Это объясняется тем, что на бирже продавец может вступать без реального товара, а покупатель - без наличных денег.

Через несколько месяцев возникла Московская товарно-сырьевая биржа (МТСБ). В ноябре 1990 года было объявлено о создании в Москве двух фондовых бирж - Московской центральной фондовой биржи (МЦФБ) и Московской международной фондовой биржи (ММФБ). Фондовая биржа - это рынок ценных бумаг: акций и облигаций, которые являются предметами купли-продажи по ценам ( курсам), регистрируемым на фондовой бирже. На 29 ноября 1991 г. общее число бирж составляло 520, а в апреле 1992 г. газеты оповестили о 800 биржах в пределах бывшего Союза. Только в одной Москве о своем существовании заявили 80 бирж.

Однако надо отметить, что создаваемые биржи еще далеко не являются биржами в их классическом виде. Предстояла большая работа по совершенствованию деятельности и организации бирж.

В январе 1992 года был сделан первый реальный шаг на пути к рыночной экономике - освобождение цен на большинство товаров и услуг, упразднена в основном централизованно-фондовая система распределения ресурсов. Решение этой задачи осуществлялось одновременно с приватизацией государственной собственности в промышленности, торговле, сфере услуг и др.

Освобождение цен в условиях сохранявшейся предельной монополизации производства сразу же привело к резкому взлету всех без исключения цен. Поскольку либерализация цен на практике далеко оторвалась от приватизации, то абсолютное большинство граждан, чьи и без того скудные сбережения оказались фактически конфискованными государством, устранялись из процесса приватизации. В качестве компенсации они бесплатно получили приватизационные чеки (ваучеры), которые с весны 1993 года разрешалось вкладывать в акции некоторых предприятий. В стране сразу же началась неконтролируемая властями скупка ваучеров у населения (по ценам в 2 и более раз ниже официальной стоимости в 10 тыс. рублей) состоятельными людьми, частными банками, мафиозными группами, иностранцами.

Аграрная реформа

В январе 1991 года началось осуществление аграрной реформы. Реформой предусматривалось: полное признание частной собственности на землю, включая право на ее куплю и продажу; реорганизация колхозно-совхозной системы с обязательной ликвидацией убыточных хозяйств; изменение системы закупок сельскохозяйственной продукции; меры по государственной поддержке крестьянских хозяйств (фермеров), созданию системы агросервиса, переработки аграрной продукции. Планировалось увеличение в ближайшие годы крестьянских хозяйств более чем в 15 раз, т.е. довести их количество до полумиллиона.

Таковы были планы, замыслы по проведению аграрной реформы. А в действительности реформы в сельском хозяйстве были провалены. К 1996 году в России насчитывалось около 300 тысяч фермерских хозяйств ( планировалось 500 тысяч) одни из них создаются вновь, другие прекращают существовать ( в 1995, например, из 36 тыс. созданных хозяйств распалось 26,8 тысяч). Занимая в 1994 году свыше 5% земли, фермерские хозяйства производили лишь 5,1% зерна, 3,5% сахарной свеклы, 1,5 % мяса, 1,5 % молока. Более того, тысячи и тысячи фермерских хозяйств вообще не обрабатывались, зарастали сорняками и чертополохом. Не оправдался и окончательно скомпрометирован лозунг "Фермер накормит страну".

Россия, обладая огромными потенциальными возможностями по производству продуктов питания, в результате реформ превратилась в «Международную побирушку». Душевое потребление продуктов питания в России сократилось за последние годы почти на треть и находится на уровне потребления голодающих стран мира. В период застоя наша страна по данному показателю была на 7-м месте в мире, а теперь скатилась на 39-е.

И дух, и буква правительственных актов побуждала к созданию мелких фермерских хозяйств, к выходу крестьян из колхозов т совхозов для организации производства в иных организационно-правовых структурах.

Безусловно, фермерское движение имеет право на полноправное существование в АПК. Однако правительство, приступая к проведению аграрной реформы, не могло не учитывать тот факт, что организация фермерских хозяйств - дело весьма дорогое и практически непосильное для ослабленного государства. Для того, чтобы фермерское движение развивалось успешно необходимо было осуществить большую и дорого стоящую подготовительную работу: создать для будущих фермерских хозяйств специальный парк сельхозмашин, а также службы, обеспечивающие фермеров горючим, семенами, удобрениями, химикатами по доступным ценам. Не были решены и такие проблемы , как подготовка фермеров на специальных курсах и школах и организациях сбыта продукции фермерских хозяйств. Ни к государства, ни тем более у владельцев созданных фермерских хозяйств не было необходимых капиталов для успешного хозяйствования в новых экономических условиях.

Все это и явилось основной причиной провала фермеризации АПК. Весьма отрицательное влияние оказал недемократический, принудительно-административный характер преобразований, проводимых правительством без учета мнения самих работников агропромышленного комплекса. Ведь колхозам и совхозам " сверху" предписывалось, независимо от их желания, в течение года (до 1 января 1993года) обрести новую организационно правовую форму.

А за нарушение сроков реорганизации виновные лица могли быть привлечены к ответственности. Подобные действия властей в отношении тружеников села уж очень сильно схоже с печально известной компанией по проведению сплошной коллективизации в 30-е годы. Отличие. разве только в том, что тогда сплошная коллективизация осуществлялась под лозунгом ликвидации кулачества как класса, а в наши дни - фермеризация под лозунгом ликвидации колхозов и совхозов " " изобретенных" в свое время большевистской властью. Следует, однако, заметить, что если 60 лет назад мелкие крестьянские хозяйства объединялись в крупные коллективы, то сейчас происходит обратное явление - колхозы и совхозы, как крупные хозяйства , должны прекратить свое существование, а на их базе планируется образование сотни тысяч мелких крестьянских фермерских хозяйств.

Приватизация в России

Уже говорилось, что в 1991 году был принят закон " О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР".

В большинстве случаев приватизация, осуществленная в России оказалась фактически всего лишь формой для создания акционерных обществ, скрывающих корпоративную систему отношений собственности, когда госаппарат, банки и администрация предприятий фактически стали безраздельными хозяевами бывшей государственной собственности.

Трудовой коллектив если и получал в свои руки определенную долю акций, то они либо являлись " безголосыми", либо прикрывали бесправие трудового коллектива, ибо за фирмой коллективного владения акциями не скрывалось реального экономического содержания коллективного присвоение к распоряжению средствами производства.

Если говорить о формальной стороне дела, то провозгласив в Законе о приватизации (1991г.) образование предприятий с различными формами собственности, в государственной программе приватизации 1992 года правительством России предусматривалось образование на базе государственных предприятий только АО открытого типа.

Обосновывалось такое решение тем, что во-первых, создание АО закрытого типа ведет к формированию коллективной собственности, каковая объявлялась заведомо неэффективной, и, во-вторых, АО закрытого типа не оставляют никаких долей государственной собственности для "народной приватизации" при помощи ваучеров. Такие подходы к приватизации представляют собой отход от широко декларировавшейся приверженности экономическим принципам "цивилизованных стран". Действительно, в ходе приватизации крупнейших государственных корпораций в Англии и во Франции образовались именно АО открытого типа. Но ведь эта хозяйственная форма как раз и предназначена для такого рода сверхкрупных экономических структур. Что же касается основной массы предприятий, то они являются товариществами с ограниченной ответственностью, или АО закрытого типа. В США, например, доля АО закрытого типа среди американских корпораций достигает 99,6 - 99,7 %.

Приходится констатировать, что поспешно-принудительный характер акционирования обеспечивая лишь смену организационно-правовой формы предприятий, практически ничего не добавляя к стимулам предпринимательской или трудовой активности.

Были установлены три варианта льгот трудовым коллективам при акционировании государственных предприятий. Не рассматривая в деталях содержание каждого варианта, отметим только главное: варианты были составлены таким образом, чтобы предотвратить концентрацию контрольного пакета акций в руках трудового коллектива. Ни по одному из вариантов льгот при акционировании не создавались возможности для передачи предприятий в коллективную собственность.

Избранные формы и результаты приватизации позволяют сказать, что программа приватизации обеспечивала не столько благоприятные условия для частного предпринимательства (не говоря уже об интересах трудящихся, создавших приватизируемое имущество), сколько быстрое и дешевое перераспределение государственного имущества со сомнительными критериями.

Сомнительность партнеров проявляется в следующем: капитал государственных предприятий не продается, а распределяется искусственным образом по условным, крайне заниженным ценам; даже в тех случаях, когда предприятия продаются с аукциона, их первоначальная оценка также крайне искусственна; заведомо не обеспечиваются ровные стандартные условия для граждан, участвующих в процессе перераспределения негосударственного имущества; условия формирования фондового рынка таковы, что обеспечивают сведения акций большинства предприятий к ничтожным величинам.

В качестве альтернативы "номенклатурной" приватизации о которой говорилось выше, как правило декларировались, так называемая "народная приватизация". На практике она была осуществлена в крайне незначительных масштабах и предпочитала приобретение каждым гражданином отдельной доли государственной собственности при помощи так называемого ваучера, призванного, по замыслу правительства, создать равные стартовые возможности в разгосударствлении, приобретении государственной собственности для всех членов общества.

В действительности же в России в процессе "ваучеризации" присвоение бывших государственных средств производства осуществлялось в основном теми, у кого на руках были реальные ликвидные ресурсы, т.е. у тех, кто в любой момент мог совершать необходимые расходы. Такими силами могли быть либо теневые иностранные капиталы, либо новые коммерческие структуры, либо, наконец, бывшие государственные структуры. Что же касается рядовых граждан, создавших своим трудом государственную собственность в прошлом, то они остались отчужденными от собственности.

К 1991г. в России было приватизировано свыше трети предприятий, находящихся на самостоятельном балансе и имеющих права юридического лица. В сфере малой приватизации - свыше половины объектов.

Однако это же переломило экономическую ситуацию к лучшему - страна продолжает пребывать в глубоком экономическом кризисе.

Таким образом, можно сделать вывод. что приватизация государственной собственности, во-первых, не привела к улучшению состояния дел в промышленности и особенно в сельском хозяйстве (более 5-ти лет продолжается спад производства); во-вторых, не смогла создать существенных альтернатив для предотвращения спада реальных доходов граждан; в-третьих, вызвала падение и без того не высокой мотивизации труда у подавляющего большинства граждан (за исключением занятых в узкой сфере собственно коммерческой, преимущество посреднической деятельности), ибо большинство работников так и осталось отчуждено от собственности; в-четвертых,приватизация резко усилила социальную дифференциацию населения, усилила угрозу массовой безработицы; способствовала люмпенизации широких масс населения, его обнищанию (в 1995г. в РФ 1/3 населения находится на уровне ниже прожиточного минимума).

Некоторые специалисты утверждают, что для создания рыночной системы в России не было необходимости в скорейшей и массовой приватизации, достаточно было обеспечить коммерциализацию государственных предприятий и свободу предпринимательства, т.е. свободу создания новых частных предприятий. Этого было вполне достаточно для формирования полноценных субъектов рыночного хозяйства - никак не менее полноценных, чем наспех приватизируемые государственные предприятия. Однако ни приватизация, ни коммерциализация не в состоянии обеспечить эффективную стратегию рыночного поведения в условиях одномоментной либерализации цен.

Экономические и социологические теории предпринимательства.

Первым, кто стал изучать предпринимателя как ключевую фигуру социально-экономической системы, является Р. Кантильон, который фактически положил начало научному исследованию предпринимательской тематики и заложил фундаментальные основы для последующих теоретических исследований в этом направлении.

Важное место в создании теории предпринимательства сыграл Адам Смит, который полагал, что сбалансированная экономическая система является самодостаточным организмом, способным к саморегуляции и устойчивому развитию. Регулирующим механизмом здесь является свободная конкуренция, а предприниматели являются ключевыми фигурами такой конкуренции.

Следующей крупной фигурой в процессе изучения предпринимательства является Ж.Б. Сей. По его мнению, предприниматель – промышленник, активный, образованный, талантливый изобретатель, прогрессивный земледелец или смелый деловой человек, ряды которых умножаются во всех странах по мере открытий и расширения рынка. Преимущественно эти люди ведут производство и господствуют в области распределения богатств.

С точки зрения К. Маркса, необходимо противопоставлять не предпринимателя и инвестора, а различные роли, в которых капиталист выступает в производственном процессе. Предприниматель одновременно является субъектом присвоения прибавочной стоимости, т.е. реализующим функцию эксплуатации рабочих, и субъектом организации и управления предприятием.

Социологические подходы к пониманию предпринимательства берут свое начало от работ М.Вебера и В.Зомбарта. Вебер, как известно, разрабатывал проблемы предпринимательской деятельности, в которой он видел воплощение рациональности. В основе представлений Вебера о предпринимательстве, как и всей хозяйственной деятельности субъектов, лежит его «идеальный тип».

По мнению В. Зомбарта, предприниматель оценивается по своему успеху. Иметь успех значит опередить других, стать больше, чем другие. Предпринимателя характеризует постоянное стремление к новому и стремление показать свое превосходство над другими. В диссертации эти положения подвергаются детальному анализу.

Одним из видных ученых, занимающихся проблемами предпринимательства, был австрийский ученый Й. Шумпетер. Он полагал, что предприниматель – это «революционер в экономике и невольный зачинатель социальной и политической революции», «быть предпринимателем – значит делать не то, что делают другие… значит делать не так, как делают другие». По его мнению, для предпринимателя главную роль играет не столько интеллект, сколько воля и способность выделить определенные моменты действительности и видеть их в реальном свете, а также способность идти в одиночку и его воздействие на других людей, которое Шумпетер определяет понятиями «иметь вес», «обладать авторитетом», «уметь заставлять повиноваться».

Еще один ученый, Р. Хизрич, сформулировал понятие «предпринимательство» как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

Исследования предпринимательства в современной России опираются на основные достижения мировой экономической и социологической мысли. Акцент в изучении современного российского предпринимательства во многом переносится в область социально-философских и социологических исследований. Особое место здесь принадлежит экономической социологии, которая рассматривает предпринимательскую деятельность как разновидность социального действия, имеющего рациональный характер и вовлекающего других людей в сферу экономических взаимоотношений.

Ныне наименее разработанными проблемами при анализе предпринимательства являются: отсутствие единой трактовки базовых понятий этого феномена; недостаточная изученность крупного предпринимательства; сравнительная редкость качественного изучения социально-экономической структуры, функций предпринимательского слоя в российском обществе, его отношений с работниками наемного труда, бюрократией, элитами, инвесторами, криминальными структурами. Все сказанное позволяет продолжить и углубить анализ социальной природы предпринимательства.

Виды и формы предпринимательства.

В наше время существует множество предпринимательских структур, каждая из которых характеризуется своими чертами. Для того чтобы увидеть различия между разными типами предпринимательства, необходима его классификация. Предпринимательство может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают государственное и частное предпринимательство. Каждый из этих видов предпринимательства имеет отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают: и в том, и в другом случае предполагается инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.

Государственное предпринимательство – это форма осуществления экономической активности от имени предприятий, учреждений. Оно реализуется государственными органами управления или органами местного самоуправления, причем собственность такого рода предприятий – это обособленная часть государственного или муниципального имущества, бюджетных средств и других источников.

Частное предпринимательство – форма осуществления экономической активности от имени предприятия или предпринимателя. Заметим при этом, что государственное предпринимательство менее эффективно нежели частное предпринимательство, и основная причина этого заключается в том, что предпринимательские функции всегда осуществляют конкретные люди: в частном предпринимательстве эти функции исполняют талантливые, быстро реагирующие на любые изменения люди, которые занимаются тем, что привлекательно для них. В государственном же секторе за осуществление предпринимательства отвечают люди назначаемые, формально исполняющие свои обязанности. Об этом свидетельствуют и исследования Всемирного банка, проведенные в 76 странах мира.

Вместе с этим можно вести речь о коллективном, семейном и иных видах предпринимательства, которое, в конечном счете, все-таки является производным от двух указанных выше форм. Поэтому важна другая классификация – в зависимости от функций, которые предприниматель принимает на себя, вступая в предпринимательское пространство.

Согласно этой классификации, выделяют производительную и посредническую предпринимательскую деятельность (последняя включает в себя действия посредника, агента, оптовое купечество, посылоторговое посредничество, торговое представительство, коммивояжерство, акционерство, биржевое предпринимательство, фьючерсы, риэлторство); предпринимательство в финансовой сфере, которое предполагает финансовые институты, банки, инвестиционные компании и фонды, трастовую предпринимательскую деятельность и аудиторство. Наглядно виды предпринимательства представлены в таблице.

Таблица.

Виды

Предпринимательства

Основные функции

Организационные формы

Промышленное

Производство

промышленных товаров,

работ, оказание услуг

Производственно-

коммерческие

организации, предприятия,

фирмы, компании

Торговое

Купля-продажа товаров и

услуг

Торгово-коммерческие

организации, товарные биржи

Банковское

Купля-продажа валюты,

ценных бумаг, кредит,

работа с вкладами

Банки, фондовые биржи,

страховые и трастовые

компании

Аграрное

Производство

Сельскохозяйственной

продукции иее сбыт

Различные виды

кооперативов, единоличные

фермерские

хозяйства

Консультативное

(консалтинг)

Консультативные услуги

Консультативные

организации,фирмы,

компании

Силовое

Защитные функции

Вневедомственные охранные

фирмы и т.п.

Как видно, в таблице наглядно представлены виды, формы, функции предпринимательства.

Предпринимательская деятельность в современной России осуществляется в следующих организационно-правовых формах предприятий: юридические лица; товарищества; хозяйственные общества; корпорации; акционерные общества закрытого и открытого типа; холдинговые компании; производственные кооперативы (артели); унитарные предприятия; объединения самостоятельных предприятий и другие формы предпринимательской активности (в частности, участие в соучреждении предприятия, покупка предприятия, выкуп партнерской доли и наследование).

Следует заметить, что в современных условиях предпринимательство имеет место как в городе, так и на селе, в последнем случае речь идет о сельском (аграрном) предпринимательстве.

Кроме того, предпринимательство бывает крупным, средним и малым. Малое предпринимательство выступает как динамичная форма хозяйствования, для которой характерны гибкость и способность чутко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Осуществляя хозяйственную деятельность, субъекты малого предпринимательства ориентируются прежде всего на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса.

Рассмотренная выше структура предпринимательства в России находится в динамике, подвергается изменениям в зависимости от многих факторов и поэтому возможно появление его новых видов и форм, что составит предмет исследования будущих научных работ.

Экономическая и социальная эффективность предпринимательства.

Здесь можно обратиться к развитию предпринимательской деятельности на конкретном примере, Калининградской области.

Обратимся к показателям развития малого предпринимательства в Калининградской области. Приведем общие данные.

Наиболее успешно в Калининградской области развивается мебельное производство, изготовление телевизоров, строительство, туризм и торговля. При этом предприятия региона успешно осваивают внутренний российский рынок и также успешно осуществляет экспорт за рубеж.

Отраслевая структура малого бизнеса Калининградской области за последние годы не претерпела существенных изменений. Наиболее распространенным видом деятельности за 2006 год остается торговля и общественное питание, к которому относится 44,5% от общего количества предприятий, доля промышленности составляет 19%, строительства - 12%, на транспорт приходится 5%, другие виды деятельности составляют 19,5% 

 

Основы предпринимательства - Этапы развития предпринимательства в России 

По состоянию на 01.01.2004г. на территории области зарегистрировано около 70 тысяч действующих субъектов малого предпринимательства. Из них 7479 малых предприятий, более 55000 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и 5770 агрофермерских и крестьянских хозяйств в сельскохозяйственном производстве.Темпы роста числа МП в регионе и их вклад в рост ВРП – высокие.

Общее число занятых в малом бизнесе составляет, по расчетам, не менее 150 тыс. человек, что составляет более 35% от числа занятого населения области.

Отраслевая структура по малым предприятиям приведена в таблице:

(на конец года, единиц)

2000

2001

2002 г.

Всего

В % к

итогу

Всего

7582

7569

7479

100

Промышленность

1429

1429

1403

18,8

Сельское хозяйство

217

216

133

1,8

Строительство

809

807

889

11,9

Транспорт

202

202

361

4,8

Связь

26

26

54

0,7

Торговля и общественное

питание

3917

3910

3331

44,5

Другие виды деятельности

982

978

1308

17,5

Доля предприятий, занятых в промышленности, сохранилась на уровне 2001 года (18,8%).

Увеличение числа малых предприятий отмечено в строительстве (+10%) и на транспорте (+79%), т.е. в отраслях, развивающихся в регионе наиболее динамично. Вместе с тем, заметно снизилось количество предприятий в торговле и общественном питании (-17%).

Из других видов деятельности следует отметить рост количества предприятий, занятых в общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка (+55%), информационном обслуживании (+628%), ЖКХ и бытовом обслуживании населения (+30%), а также в здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении (+32%).

Объём произведенной малыми предприятиями продукции в 2002 году – около 9 млрд. руб. в действующих ценах, что составило 155,4% к уровню 2001 года, при этом налоговые отчисления в областной бюджет составили, по расчетам, не менее 750 млн. руб.

Доля малых предприятий в валовом региональном продукте в 2002 году составила, по оценке, не менее 22,5%.

На тысячу человек постоянного населения в Калининградской области приходилось более 8 малых предприятий.

 

В рамках системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства ГОУ ФПМП в Калининградской области за 4-й квартал 2001г. и 2002 год отработало нормативно-правовую базу по выдаче льготных займов, микрокредитов и гарантий для СМП. Выдано 4 льготных займа на общую сумму 760 тыс. руб., на срок до 18 месяцев под 12-14% годовых. Выдано 3 микрокредита на общую сумму 300 тыс. руб. на срок от 2 до 6 месяцев под 3-3,5% в месяц. Возврат займов и микрокредитов составляет 100%. Выдана одна гарантия по банковскому кредиту на сумму 240 тыс. руб., средства возвратные.
В бюджете области на 2003 год зарезервировано 2 млн. руб. для гарантии ГОУ ФПМП.

В 2002 году началось внедрение единой системы информационного обеспечения малого предпринимательства. Основу системы составляет информационный портал «Малое предпринимательство в Калининградской области», который объединяет ресурсы систем информационного обеспечения субъектов малого предпринимательства Калининградской области и соответствует информационным потребностям предпринимателей региона. В состав баз данных инфо-портала включена вся информация, необходимая предпринимателям для ведения бизнеса. Его основная цель – предоставить предпринимателям по возможности исчерпывающую информацию об организации и ведении собственного бизнеса в Калининградской области, начиная от общих законодательных норм и заканчивая конкретными рекомендациями и советами, касающимися повседневной предпринимательской практики.

Основные проблемы развития предпринимательства

В современной России сделаны шаги в сторону демократических преобразований и формирования рыночных отношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический и социальный эффект. Однако, если рассматривать потенциальные возможности нашего общества, то доля предпринимательского сектора в укреплении рыночной экономики пока явно недостаточна. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь МП, тогда как в странах – членах Европейского Союза – не менее 30.

Развитие предпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается с многочисленными проблемами, которые являются в основном типичными:

- отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;

-пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом;

-нехватка ресурсов, прежде всего финансовых;

-сложность доступа к деловой информации – сведения о продукте, конкуренте и т.п.;

-неурегулирован ность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе;

-отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя;

-нестабильность экономической ситуации в стране;

-недобросовестность крупного бизнеса;

-доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования (22%);

-правовая неграмотность самих предпринимателей;

-отсутствие явного развития производства;

-высокая планка единого социального налога (26%);

-недостаточность кадрового потенциала;

-длительное оформление документации, особенно на землю

Это, прежде всего, – проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской деятельности, сложность и запутанность регионального законодательства, высокие административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность налоговых поступлений от малых предприятий в региональный и местный бюджеты.

Предприниматели отмечают также проблему слишком высоких налоговых ставок, сложность и запутанность налоговой системы, сложность и несовершенство законодательства, регистрирующего предприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и т.д. Препятствия на пути предпринимательства получили наименование «административные барьеры».

Государственная политика по отношению к предпринимательству.

На развитие предпринимательства значительное влияние оказывают политические механизмы.

Одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.

Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.

Десятилетний опыт развития предпринимательства в России позволяет утверждать, что для создания эффективной системы поддержки малого предпринимательства необходимы:самостоятельная законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов МП в их отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами; радикальное усовершенствование налоговой системы; минимизация административно-разрешительной и контролирующей практики; обеспечение безопасности и защиты личности и собственности;

специализированные институты и механизмы, обеспечивающие разработку и реализацию государственной политики, направленной на поддержку МП, включая органы государственной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, специализированные организации поддержки МП (фонды, кредитные, страховые, гарантийные и лизинговые учреждения; технологические парки, промышленные зоны и полигоны; учебные, консультационные, информационные и другие обслуживающие структуры);

финансово-имущественная поддержка, необходимая для обеспечения МП производственными площадями, земельными участками и оборудованием, финансовыми средствами (бюджетными), создание условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций в сферу МП

учет национальных, региональных и исторических особенностей; поощрение ремесел, народных промыслов, кооперативных, артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельности; сезонных работ, самозанятости;

создание условий для эффективного развития межрегиональных связей и деловой кооперации МСП.

государственные программы, непосредственно ориентированные на оказание поддержки малым и средним предприятиям, и иные смежные программы социально-экономического развития, которые должны включать меры по привлечению сектора МП к их реализации (реструктуризация промышленности; государственные инвестиции в отраслевое и региональное развитие, поставки для государственных нужд, решение проблем занятости, миграция населения).

Общественная поддержка предпринимательства.

Предпринимательство – новая форма и новый элемент гражданского общества, которые способны оказать свое влияние на укрепление гражданских позиций в нашем обществе. В этом смысле важным является общественная поддержка предпринимательства. Думается, что необходимо активизировать деятельность региональных фондов занятости, как одного из институтов государственной поддержки предпринимательства. Фонды занятости непосредственно заинтересованы в поддержке предпринимательства, так как, инвестируя средства в прирост рабочих мест, по мере расширения занятости в виде обратного эффекта произойдет увеличение потока денежных средств, поступающих в распоряжение данного фонда.

Одним из приоритетов большинства региональных программ поддержки предпринимательства стало обеспечение занятости населения, создание новых рабочих мест. Особое место занимает работа по вовлечению в предпринимательскую деятельность молодежи. В ряде субъектов Федерации действуют государственные и общественные структуры, помогающие различным социальным группам молодых людей адаптироваться к рыночной экономике.


Список используемой литературы

1.Шумпетер И. Теория экономического развития / И. Шумпетер. -М.: 1982.

2.Бусыгин А.В. Предпринимательство /А.В. Бусыгин. – М.: 2000.

3.Бляхман Л. Предпринимательство в России. Экономика и организация./ Л.Бляхман.– СПб.:СПб ГУ, 1995.

4.Поддержка и развитие предпринимательства в Калининградской области (по итогам 2000г.) / Калининградское ТУ МАП России. – Калининград: 2001.

5.Анализ роли и места малых и средних предприятий России. Статистическая справка по итогам 2003 г. - М.: 2004.

6.Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры / А.И. Агеев. - М.: 1991.

7.Шамхалов Ф.И. Государство и экономика. Власть и бизнес / Ф.И.Шамхалов, - М.:1999. 

Журналы:

1.«Экономист». 1998. № 10.

2. «Топ-менеджер». 2002. № 40.

3. «Д – Штрих». 2007. № 22

 

Скачать: osnovy-predprinimatelstva.doc [174,5 Kb] (cкачиваний: 9)


скачать dle 10.5фильмы бесплатно

Категория: Контрольные / Основы предпринимательства

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив