Политология - Тема № 2. Политика как социальное явление
- 29-04-2011, 09:55
- 3132
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кузбасский государственный технический университет»
Кафедра социологии политических отношений и права
Политология - Контрольная работа - Тема № 2. Политика как социальное явление
Выполнил студент группы СПт-08: Владимир Натанович Винокур
3 курс, 6 семестр
№ з.к: СПт-089-123
Проверил доцент: Андреев Владимир Евгеньевич
Кемерово 2010
1. Сущность и природа политики - 3
2. Структура, свойства и функции политики - 7
Заключение - 12
Список использованной литературы - 13
Введение
Политика как явление социальной жизни не является присущим человеческому обществу изначально. Первобытное общество, существовавшее многие тысячелетия, было социально однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было политики. Неполитическими в до государственном обществе были власть, а также социальные институты, как род, собрание всех взрослых членов рода и др. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства и вместе с ним политики. Таким образом, политика своим происхождением обязана государству. С момента образования государства люди пытались описать политику, как правило, через ту или иную субстанцию, раскрывающую се содержание.
1. Сущность и природа политики
Одним из первых суть политики определил древнегреческий философ Платон в диалоге «ПоЛитик». Платон рассматривал политическое искусство как умение «ткать» из отдельных индивидуальностей государственное целое. Политика — сфера общего блага и общих интересов. Политика «...выполняет интегративнуюфункцию, выступая как искусство приведения несовпадающих групповых интересов к «единому знаменателю» — показателю общественного единства»1.
Одна из первых задач, которую решала политическая власть, было объединение людей не по родо-племенному, а по территориальному признаку. Политика — это прикладная сфера деятельности. Ее задача не нахождение решений на века, а принятие конкретных решений в условиях недостаточности информации и влияния на ситуацию огромного Числа факторов. Здесь можно провести такую аналогию. Нахождение «вечных» решений на основе рассмотрения небольшого числа переменных величин — задача философа и ученого-астронома, который открывает «вечные» законы вращения небесных тел с помощью закона всемирного тяготения. Нахождение конкретных решений в постоянно меняющейся ситуации — задача политика-практика и ученого-метеоролога, который пытается сделать долгосрочный прогноз погоды на основе обработки огромного количества данных. Это не значит, что «вечные» законы философии и науки не имеют значения для политики. Они выступают граничными условиями политических решений, как и принципы морали. Высший смысл политики в том, чтобы реализовать смысл жизни человека.
1 ПанаринА.С. Указ. соч. С. 50. 2 Там же. С. 24. |
Платон называл политиков «пастухами человеческого стада». Будем ли мы считать политику наукой или искусством, в любом случае она имеет дело с управлением. Умением управлять может обладать не только царь, но и любой человек. Образ политика, т.е. совокупность черт, принадлежащих пастуху-правителю, можно, по Платону, абстрагировать и представить в чистом виде. Политики — люди, разбирающиеся в государственных делах, каковыми и должны быть граждане греческих городов. Политик, по Платону, умеет судить и повелевать. Платон называет политическим, в противоположность тираническому, такое правление, которое не основывается на силе, а является мягким, попечительским, а владеющего таким искусством попечительства — подлинным царем и политиком. Говоря современным языком, мы называем политическим легитимное правление, о чем речь пойдет далее.
Современный ученый А.А Зиновьев дает такое определение политического общества: «общество, в котором политические отношения становятся господствующими в системе социальных отношений»1. Политические отношения означают отношения между гражданами и властями как равноправными независимыми партнерами. Политические нормы регулируют взаимоотношения граждан и государства.
Определяющей границей политики будет, по Платону, не количество правителей, не насилие или добрая воля, не богатство или бедность, а знания. Здесь Платон следует за своим учителем Сократом. Второе, что Платон добавляет к знанию, — это справедливость, и формулирует «великое правило» для правителей, состоящее «в том, чтобы умно и искусно, уделяя всем в государстве самую справедливую долю, уметь оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими»1.
1Зиновьев АЛ. Зияющие высоты. М., 2000. С. 527. |
Своим происхождением слово «политика» обязано выдающемуся древнегреческому мыслителю Аристотелю (IV век до н. э.). В своей работе «Политика» он рассматривал различные варианты государственного устройства, формы организации государственной власти и основы государственного управления. В античные времена з греческих городах-государствах (полисах) понятие «политика» интерпретировалось как «искусство управлять государством».
Однако политика как общественное явление возникла задолго до того, как Аристотель дал этому феномену свое определение. В частности, на территориях Египта, Китая, Месопотамии уже в 4—5 тысячелетиях до н. э. существовали крупные политические сообщества.
Политика возникает в момент перехода от родоплеменных форм организации общества к государственным. Поэтому, как и во времена Аристотеля, современные представления о политике также неразрывно связаны с такими понятиями, как «государство», «государственная власть», «управление государством (обществом)», хотя занятие политикой является не только уделом государства.
Понятие «государство» можно определить как форму (одну из форм) организации общества, а «политика» — как способ (один из способов) управления обществом — государством. Следовательно, государство как форма организации общества и политика как способ управления этой «организацией» возникают одновременно на определенном этапе развития человеческого общества.
Политика — это особый способ регулирования отношений между большими социальными общностями (классами, сословиями, нациями),основанный на писаных законах и опирающийся на политическую власть.
Политика является лишь одним из видов управления социальными отношениями в обществе. Кроме политических, существуют и другие виды управления, например административные, правовые экономические, социокультурные и т. д. Политическое управление благодаря тому, что обладает монополией на политическую власть ь обществе, доминирует над всеми иными видами управления. Поэтому там, где все иные виды управления в решении возникающих общественных проблем и конфликтов оказываются малоэффективными, возникает необходимость применения политических методов, опирающихся на силу власти. Именно атрибут власти и возможность ее применения отличает политическое управление от всех иных видов. В силу этого борьба за политическую власть и властные полномочия в обществе является одним из основных видов деятельности для всех субъектов политики. Следовательно, термин «политика» можно интерпретировать как искусство организации и управления обществом с помощью государственной (политической) власти.
Один из основателей политической науки, выдающийся итальянский мыслитель и политический деятель Николо Макиавелли (1469—1527) определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удержаться у власти и полезно использовать ее». Индивид, группа, институт, обладающие политической властью, могут навязывать свою волю другим людям, управлять другими.
Однако сущность политики нельзя объяснить только наличием в ее «арсенале» такого важного ресурса, как институционализированная власть. Другим важнейшим атрибутом политики является ее нормативно-правовая составляющая. Политика по сути и начинается с введения в систему управления обществом писаных законов. Правовые нормы (законы) придают политике определенную логику развития, делают ее предсказуемой, создают общее правовое поле, определяют пределы компетенции субъектов и участников политического процесса.
Политика как особый вид регуляции социальной жизни необходима для того, чтобы согласовывать интересы различных социальных слоев и групп, вырабатывать общие, обязательные для всех правила и нормы, и осуществлять контроль за их выполнением. Однако в реальной жизни политика может быть использована как для всеобщего блага всех слоев общества, так и для защиты интересов господствующего класса в ущерб другим членам общества.
Субъектами политики, как правило, являются политические элиты и лидеры, которые могут входить в те или иные политические группировки, партии, движения, возглавлять государственные институты. В западной социологии и политологии субъектов политики принято называть акторами.
Большие социальные общности, защищая свои интересы, также могут выступать в роли субъектов политики. При этом разнородность интересов и сложность координации их деятельности нередко приводят к тому, что они становятся объектом манипулирования в чужой политической игре. История знает немало примеров, когда в интересах отдельных политических лидеров или групп развязывались кровопролитные войны между странами и народами, а попытки воплощения в жизнь бредовых идей тех или иных «вождей народа» уносили жизни многих миллионов людей.
Чтобы противостоять антинародной политике преследующих свои корыстные интересы акторов, необходимы определенный уровень развития политической культуры масс, гражданское мужество, активная жизненная позиция и сплоченность людей.
2. Структура, свойства и функции политики
Политика имеет сложную, многомерную структуру. Политика может быть рассмотрена на уровне ее субъектов. Субъектами политики выступают различные социальные группы (классы, этнические и конфессиональные общности и др.), государства, партии, международные организации и др. Отметим, что под субъектами политики понимаются участники политического процесса, способные действовать свободно и самостоятельно. Последнее означает, что они осознают свое положение в обществе и посредством власти (в первую очередь государственной) пытаются реализовать свои интересы и цели. В политологии для обозначения субъекта политики используют понятие актор. Имея оттенок театральности, оно достаточно точно характеризует участника политической жизни как носителя определенной роли (функций). Эти роли в политическом процессе не являются равнозначными, например, роль рядового избирателя и роль представителя правящей элиты. Активность политического актора может быть представлена на индивидуальном, групповом и институциональном уровнях.
Одна из наиболее известных типологий акцентирует внимание на трех уровнях субъектов политики:
- cоциальный: индивиды, классы, элиты,
этносы, мафия, толпа
(в условиях кризиса и отсутствия организованной политической силы может
установиться охлократия, т. е. власть толпы), корпоративные группы
(определенные финансовые и промышленные бизнесс-элиты) и др.;
- институциональный:партии, органы государственной власти, общественные организации и др. Политика представлена и такими суперинститутами, как государство-нация, ООН, НАТО;
- функциональный:армия (выступая частью государства, нередко сама берет власть в свои руки, устанавливая военный режим правления), органы разведки, лобби, оппозиция, бюрократия.
Бюрократию можно относить и к социальному уровню. Бюрократия
— это социальная группа, призванная сделать процесс управления эффективным
(функциональный аспект). Но она часто использует знание механизмов управления и
предоставленные ей
полномочия в собственных интересах и способна концентрировать власть в своих
руках. Бюрократия выступает субъектом политики
в силу того, что на нее возлагается функция проведения каких-либо
государственных (управленческих) решений в жизнь, поэтому она способна
заблокировать выполнение любого из них, если оно противоречит ее интересам.
Объектами политики выступают общественные явления, на которые направлена деятельность субъектов политики, в частности власть.
Субъекты, осуществляя политическую деятельность, вступают в политические отношения — взаимодействия по поводу использования власти. Эти взаимодействия будут определяться политическими интересами участников, которые представляют собой непосредственную побудительную причину политической активности. Они формируются из осознания экономических, социальных (религиозных, этнических) интересов, осознания своего положения на основе сравнения с положением других групп и предполагают ориентацию на участие в политико-управленческой деятельности как условие закрепления или изменения этого положения.
Характер политической деятельности и отношений определяется также ценностными ориентациями, идеалами и очень часто эмоциями, т. е. политическим сознанием. На уровне рационального осмысления политическое сознание выступает как идеология, а на уровне эмоций, переживаний и чувств — как политическая психология. Наконец, с середины 50-х гг. XX в. обществоведы стали выделять особый феномен, хотя и имеющий много общего с политическим сознанием, но все же полностью не сводимый к нему, — политическую культуру. В структуре политики можно выделить нормативный аспект, представленный конституциями, законами, программными документами партий и политических движений.
Представленные элементы политической жизни можно объединить в более общие виды явлений: политическую систему, политические режимы (ряд политологов рассматривают политический режим как функциональную подсистему политической системы) и политические процессы. Политическая система включает в себя относительно устойчивый класс явлений (институты, отношения, политическую культуру и др.) и характеризует устройство политической власти в обществе. Политический режим раскрывает функциональные и динамические аспекты политической системы. Политические процессы включают в себя относительно более изменчивые явления. Политический процесс — это взаимодействия субъектов политики, результатом которых являются изменения, перемены в политической жизни общества.
Политика — явление многоаспектное, что позволяет выделять ее различные виды. Так, в зависимости от сферы общества, в которой политика представлена своей регулирующей функцией, выделяют экономическую, социальную, национальную, научно-техническую, экологическую, культурную и военную политику. По масштабу она может быть внутренней и внешней. В зависимости от приоритетности говорят о политике нейтральной, «открытых дверей», национального примирения, компромиссов. Наконец, по содержанию и характеру различают прогрессивную, реакционную, научно обоснованную и волюнтаристскую политику. По субъектам политики, т. е. в зависимости от того, кто ее осуществляет, она может выступать политикой государства, мирового сообщества, политикой партии, политикой общественных организаций, политикой банка или фирмы и др.
Функции политики заключается в следующем:1) политика есть инструмент реализации властно значимых интересов социальных групп; 2) политика призвана обеспечивать урегулированность и порядок социальных процессов и отношений, условий материального общественного производства и совместного труда; 3) политика обеспечивает как преемственность, так и инновационность общественного развития (инновация проявляется в обосновании и реализации новых моделей развития); 4) политика необходима для того, чтобы рационализировать общественные отношения, сгладить социальные противоречия и направить ситуацию на поиск взвешенных решений. Функция рационализации общественной жизни диктуется целым рядом обстоятельств: опасностью для общества случайных и непредсказуемых явлений, которые могут быть детерминированы природным фактором, действиями других стран, эгоистическими интересами индивидов и групп, непродуманными решениями политиков; необходимостью более рационального производства и сбережения материальных и духовных ценностей; потребностью в предвидении будущего и рациональных путей его достижения. Однако рациональную составляющую в политике нельзя абсолютизировать. В политике существенный момент составляют иррациональные факторы, эмоции, что проявляется, например, в предубеждениях одних этнических групп по отношению к другим, в электоральных предпочтениях, когда голосование определяется не рациональным выбором в пользу программы кандидата, а симпатиями и антипатиями в отношении политика.
Заключение
Пока существует политика, разрешать ее противоречивые отношения с моралью до конца, раз и навсегда, попросту невозможно. В то же время вполне возможно придать этому конфликту цивилизованную форму. Прежде всего это возможно за счет проведения властями гуманно ориентированной политики, исключающей привилегированное положение правящих элит или какой-либо иной социальной (национальной, религиозной) или политической группы, политики, ориентированной на гражданский мир, поиск консенсуса между политическими силами.
В то же время такая линия должна дополняться соответствующими механизмами отбора правителей и усиления демократического контроля за их деятельностью со стороны общественного мнения. При этом и сам человек должен стараться не перекладывать груз моральной ответственности за свой политический выбор на ту или иную партию, государство или иных лиц. Только это сделает мораль надежным источником политического развития, а политику - средством укрепления статуса универсальных норм и ценностей морали.
Список использованной литературы
1.Горелов А.А. Политология в вопросах и ответах 2009 -256с
2.Козырев Г.И. Основы социологии и политологии: учебник. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. — 240 с.
3.Логинова, Г. Е. ПОЛИТОЛОГИЯ : учеб. пособие. Ч. 1 / Г. Е. Логинова, С. Н. Чирун ; Кузбас. гос. техн. ун-т. – Кемерово, 2009.– 148 с.
Комментарии (1)