Войти
Закрыть

Политология - Тема № 2. Политика как социальное явление

Контрольные / Политология

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кузбасский государственный технический университет»
Кафедра социологии политических отношений и права
Политология - Контрольная работа - Тема № 2. Политика как социальное явление
Выполнил студент группы СПт-08: Владимир Натанович Винокур
3 курс, 6 семестр
№ з.к: СПт-089-123
Проверил доцент: Андреев Владимир Евгеньевич
Кемерово 2010
План:
Введение - 2
1. Сущность и природа политики - 3
2. Структура, свойства и функции политики - 7
Заключение - 12
Список использованной литературы - 13

Введение

Политика как явление социальной жизни не является присущим человеческому обществу изначально. Первобытное общество, существовавшее многие тысячелетия, было социально однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было политики. Неполитическими в до государственном обществе были власть, а также социальные институты, как род, собрание всех взрослых членов рода и др. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства и вместе с ним политики. Таким образом, политика своим происхождением обязана государству. С момента образования государства люди пытались описать политику, как правило, через ту или иную субстанцию, раскрывающую се содержание.

1. Сущность и природа политики

Одним из первых суть политики определил древнегреческий философ Платон в диалоге «ПоЛитик». Платон рассматривал по­литическое искусство как умение «ткать» из отдельных индивиду­альностей государственное целое. Политика — сфера общего бла­га и общих интересов. Политика «...выполняет интегративнуюфункцию, выступая как искусство приведения несовпадающих групповых интересов к «единому знаменателю» — показателю об­щественного единства»1.

Одна из первых задач, которую решала политическая власть, было объединение людей не по родо-племенному, а по территори­альному признаку. Политика — это прикладная сфера деятельно­сти. Ее задача не нахождение решений на века, а принятие кон­кретных решений в условиях недостаточности информации и влияния на ситуацию огромного Числа факторов. Здесь можно провести такую аналогию. Нахождение «вечных» решений на ос­нове рассмотрения небольшого числа переменных величин — за­дача философа и ученого-астронома, который открывает «вечные» законы вращения небесных тел с помощью закона всемирного тя­готения. Нахождение конкретных решений в постоянно меняю­щейся ситуации — задача политика-практика и ученого-метеоро­лога, который пытается сделать долгосрочный прогноз погоды на основе обработки огромного количества данных. Это не значит, что «вечные» законы философии и науки не имеют значения для политики. Они выступают граничными условиями политических решений, как и принципы морали. Высший смысл политики в том, чтобы реализовать смысл жизни человека.

1 ПанаринА.С. Указ. соч. С. 50.

2 Там же. С. 24.

Платон называл политиков «пастухами человеческого стада». Будем ли мы считать политику наукой или искусством, в любом случае она имеет дело с управлением. Умением управлять может обладать не только царь, но и любой человек. Образ политика, т.е. совокупность черт, принадлежащих пастуху-правителю, можно, по Платону, абстрагировать и представить в чистом виде. Полити­ки — люди, разбирающиеся в государственных делах, каковыми и должны быть граждане греческих городов. Политик, по Платону, умеет судить и повелевать. Платон называет политическим, в про­тивоположность тираническому, такое правление, которое не ос­новывается на силе, а является мягким, попечительским, а вла­деющего таким искусством попечительства — подлинным царем и политиком. Говоря современным языком, мы называем политическим легитимное правление, о чем речь пойдет далее.

Современный ученый А.А Зиновьев дает такое определение политического общества: «общество, в котором политические от­ношения становятся господствующими в системе социальных от­ношений»1. Политические отношения означают отношения меж­ду гражданами и властями как равноправными независимыми партнерами. Политические нормы регулируют взаимоотношения граждан и государства.

Определяющей границей политики будет, по Платону, не ко­личество правителей, не насилие или добрая воля, не богатство или бедность, а знания. Здесь Платон следует за своим учителем Сократом. Второе, что Платон добавляет к знанию, — это спра­ведливость, и формулирует «великое правило» для правителей, со­стоящее «в том, чтобы умно и искусно, уделяя всем в государстве самую справедливую долю, уметь оберечь всех граждан и по воз­можности сделать их из худших лучшими»1.

1Зиновьев АЛ. Зияющие высоты. М., 2000. С. 527.

Своим происхождением слово «политика» обязано выдающему­ся древнегреческому мыслителю Аристотелю (IV век до н. э.). В своей работе «Политика» он рассматривал различные варианты государственного устройства, формы организации государственной власти и основы государственного управления. В античные времена з греческих городах-государствах (полисах) понятие «политика» ин­терпретировалось как «искусство управлять государством».

Однако политика как общественное явление возникла задолго до того, как Аристотель дал этому феномену свое определение. В частности, на территориях Египта, Китая, Месопотамии уже в 4—5 тысячелетиях до н. э. существовали крупные политические со­общества.

Политика возникает в момент перехода от родоплеменных форм организации общества к государственным. Поэтому, как и во вре­мена Аристотеля, современные представления о политике также не­разрывно связаны с такими понятиями, как «государство», «госу­дарственная власть», «управление государством (обществом)», хотя занятие политикой является не только уделом государства.

Понятие «государство» можно определить как форму (одну из форм) организации общества, а «политика» — как способ (один из способов) управления обществом — государством. Следовательно, государство как форма организации общества и политика как спо­соб управления этой «организацией» возникают одновременно на определенном этапе развития человеческого общества.

Политика — это особый способ регулирования отношений между большими социальными общностями (классами, сословиями, нациями),основанный на писаных законах и опирающийся на политическую власть.

Политика является лишь одним из видов управления социаль­ными отношениями в обществе. Кроме политических, существуют и другие виды управления, например административные, правовые экономические, социокультурные и т. д. Политическое управление благодаря тому, что обладает монополией на политическую власть ь обществе, доминирует над всеми иными видами управления. По­этому там, где все иные виды управления в решении возникающих общественных проблем и конфликтов оказываются малоэффектив­ными, возникает необходимость применения политических мето­дов, опирающихся на силу власти. Именно атрибут власти и воз­можность ее применения отличает политическое управление от всех иных видов. В силу этого борьба за политическую власть и властные полномочия в обществе является одним из основных ви­дов деятельности для всех субъектов политики. Следовательно, тер­мин «политика» можно интерпретировать как искусство организа­ции и управления обществом с помощью государственной (полити­ческой) власти.

Один из основателей политической науки, выдающийся италь­янский мыслитель и политический деятель Николо Макиавелли (1469—1527) определял политику как «совокупность средств, кото­рые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удержаться у вла­сти и полезно использовать ее». Индивид, группа, институт, обла­дающие политической властью, могут навязывать свою волю другим людям, управлять другими.

Однако сущность политики нельзя объяснить только наличием в ее «арсенале» такого важного ресурса, как институционализиро­ванная власть. Другим важнейшим атрибутом политики является ее нормативно-правовая составляющая. Политика по сути и начинает­ся с введения в систему управления обществом писаных законов. Правовые нормы (законы) придают политике определенную логику развития, делают ее предсказуемой, создают общее правовое поле, определяют пределы компетенции субъектов и участников полити­ческого процесса.

Политика как особый вид регуляции социальной жизни необхо­дима для того, чтобы согласовывать интересы различных социаль­ных слоев и групп, вырабатывать общие, обязательные для всех пра­вила и нормы, и осуществлять контроль за их выполнением. Однако в реальной жизни политика может быть использована как для всеобщего блага всех слоев общества, так и для защиты интересов гос­подствующего класса в ущерб другим членам общества.

Субъектами политики, как правило, являются политические элиты и лидеры, которые могут входить в те или иные политические группировки, партии, движения, возглавлять государственные ин­ституты. В западной социологии и политологии субъектов политики принято называть акторами.

Большие социальные общности, защищая свои интересы, также могут выступать в роли субъектов политики. При этом разнород­ность интересов и сложность координации их деятельности нередко приводят к тому, что они становятся объектом манипулирования в чужой политической игре. История знает немало примеров, когда в интересах отдельных политических лидеров или групп развязыва­лись кровопролитные войны между странами и народами, а попыт­ки воплощения в жизнь бредовых идей тех или иных «вождей наро­да» уносили жизни многих миллионов людей.

Чтобы противостоять антинародной политике преследующих свои корыстные интересы акторов, необходимы определенный уро­вень развития политической культуры масс, гражданское мужество, активная жизненная позиция и сплоченность людей.

2. Структура, свойства и функции политики

Политика имеет сложную, многомерную структуру. Политика может быть рассмотрена на уровне ее субъектов. Субъектами по­литики выступают различные социальные группы (классы, этнические и конфессиональные общности и др.), государства, партии, международные организации и др. Отметим, что под субъектами политики понимаются участники политического про­цесса, способные действовать свободно и самостоятельно. После­днее означает, что они осознают свое положение в обществе и посредством власти (в первую очередь государственной) пытаются реализовать свои интересы и цели. В политологии для обозначения субъекта политики используют понятие актор. Имея оттенок театральности, оно достаточно точно характеризует участника полити­ческой жизни как носителя определенной роли (функций). Эти роли в политическом процессе не являются равнозначными, например, роль рядового избирателя и роль представителя правящей элиты. Активность политического актора может быть представлена на индивидуальном, групповом и институциональном уровнях.

Одна из наиболее известных типологий акцентирует внимание на трех уровнях субъектов политики:

- cоциальный: индивиды, классы, элиты, этносы, мафия, толпа
(в условиях кризиса и отсутствия организованной политической силы может установиться охлократия, т. е. власть толпы), корпора­тивные группы (определенные финансовые и промышленные бизнесс-элиты) и др.;

- институциональный:партии, органы государственной власти, общественные организации и др. Политика представлена и та­кими суперинститутами, как государство-нация, ООН, НАТО;

- функциональный:армия (выступая частью государства, не­редко сама берет власть в свои руки, устанавливая военный режим правления), органы разведки, лобби, оппозиция, бюрократия.

Бюрократию можно относить и к социальному уровню. Бю­рократия — это социальная группа, призванная сделать процесс управления эффективным (функциональный аспект). Но она часто использует знание механизмов управления и предоставленные ей
полномочия в собственных интересах и способна концентрировать власть в своих руках. Бюрократия выступает субъектом политики
в силу того, что на нее возлагается функция проведения каких-либо государственных (управленческих) решений в жизнь, поэтому она способна заблокировать выполнение любого из них, если оно про­тиворечит ее интересам.

Объектами политики выступают общественные явления, на ко­торые направлена деятельность субъектов политики, в частности власть.

Субъекты, осуществляя политическую деятельность, вступа­ют в политические отношения — взаимодействия по поводу ис­пользования власти. Эти взаимодействия будут определяться поли­тическими интересами участников, которые представляют собой непосредственную побудительную причину политической активнос­ти. Они формируются из осознания экономических, социальных (религиозных, этнических) интересов, осознания своего положения на основе сравнения с положением других групп и предполагают ориентацию на участие в политико-управленческой деятельности как условие закрепления или изменения этого положения.

Характер политической деятельности и отношений определяется также ценностными ориентациями, идеалами и очень часто эмоци­ями, т. е. политическим сознанием. На уровне рационального осмысления политическое сознание выступает как идеология, а на уровне эмоций, переживаний и чувств — как политическая пси­хология. Наконец, с середины 50-х гг. XX в. обществоведы стали выделять особый феномен, хотя и имеющий много общего с полити­ческим сознанием, но все же полностью не сводимый к нему, — политическую культуру. В структуре политики можно вы­делить нормативный аспект, представленный конституциями, зако­нами, программными документами партий и политических движе­ний.

Представленные элементы политической жизни можно объеди­нить в более общие виды явлений: политическую систему, полити­ческие режимы (ряд политологов рассматривают политический ре­жим как функциональную подсистему политической системы) и по­литические процессы. Политическая система включает в себя относительно устойчивый класс явлений (институты, отношения, политическую культуру и др.) и характеризует устройство полити­ческой власти в обществе. Политический режим раскрывает функциональные и динамические аспекты политической системы. Политические процессы включают в себя относительно более из­менчивые явления. Политический процесс — это взаимодействия субъектов политики, результатом которых являются изменения, пе­ремены в политической жизни общества.

Политика — явление многоаспектное, что позволяет выделять ее различные виды. Так, в зависимости от сферы общества, в которой политика представлена своей регулирующей функцией, вы­деляют экономическую, социальную, национальную, научно-тех­ническую, экологическую, культурную и военную политику. По мас­штабу она может быть внутренней и внешней. В зависимости от приоритетности говорят о политике нейтральной, «открытых две­рей», национального примирения, компромиссов. Наконец, по со­держанию и характеру различают прогрессивную, реакционную, научно обоснованную и волюнтаристскую политику. По субъек­там политики, т. е. в зависимости от того, кто ее осуществляет, она может выступать политикой государства, мирового сообщества, политикой партии, политикой общественных организаций, полити­кой банка или фирмы и др.

Функции политики заключается в следую­щем:1) политика есть инструмент реализации властно значимых интересов социальных групп; 2) политика призвана обеспечивать урегулированность и порядок социальных процессов и отношений, условий материального общественного производства и совместного труда; 3) политика обеспечивает как преемственность, так и инновационность общественного развития (инновация прояв­ляется в обосновании и реализации новых моделей развития); 4) политика необходима для того, чтобы рационализировать обще­ственные отношения, сгладить социальные противоречия и направить ситуацию на поиск взвешенных решений. Функция рационализации общественной жизни диктуется целым рядом обстоятельств: опасностью для общества случайных и непредсказуемых явлений, которые могут быть детерминированы природным фактором, действиями других стран, эгоистическими интересами индивидов и групп, непродуманными решениями политиков; необходимостью более ра­ционального производства и сбережения материальных и духовных ценностей; потребностью в предвидении будущего и рациональных путей его достижения. Однако рациональную составляющую в политике нельзя абсолютизировать. В политике существенный мо­мент составляют иррациональные факторы, эмоции, что проявляет­ся, например, в предубеждениях одних этнических групп по отно­шению к другим, в электоральных предпочтениях, когда го­лосование определяется не рациональным выбором в пользу про­граммы кандидата, а симпатиями и антипатиями в отношении по­литика.

Заключение

Пока существует политика, разрешать ее противоречивые отношения с моралью до конца, раз и навсегда, попросту невозможно. В то же время вполне возможно придать этому конфликту цивилизованную форму. Прежде всего это возможно за счет проведения властями гуманно ориентированной политики, исключающей привилегированное положение правящих элит или какой-либо иной социальной (национальной, религиозной) или политической группы, политики, ориентированной на гражданский мир, поиск консенсуса между политическими силами.

В то же время такая линия должна дополняться соответствующими механизмами отбора правителей и усиления демократического контроля за их деятельностью со стороны общественного мнения. При этом и сам человек должен стараться не перекладывать груз моральной ответственности за свой политический выбор на ту или иную партию, государство или иных лиц. Только это сделает мораль надежным источником политического развития, а политику - средством укрепления статуса универсальных норм и ценностей морали.

Список использованной литературы

1.Горелов А.А. Политология в вопросах и ответах 2009 -256с

2.Козырев Г.И. Основы социологии и политологии: учебник. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. — 240 с.

3.Логинова, Г. Е. ПОЛИТОЛОГИЯ : учеб. пособие. Ч. 1 / Г. Е. Логинова, С. Н. Чирун ; Кузбас. гос. техн. ун-т. – Кемерово, 2009.– 148 с.

 
Скачать: politologiya.doc [81,5 Kb] (cкачиваний: 6) скачать dle 10.5фильмы бесплатно

Комментарии (1)

Странно что социологии нет
SlawkHawk SlawkHawk 1 мая 2017 07:01 Ответить

Добавление комментария

  • Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Навигация