Организация проектирования в строительстве - Контрольная работа

Автор: pgsfiles.ru от 25-01-2016, 22:28, посмотрело: 1119, комментариев: 1

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кузбасский государственный технический университет»
Кафедра строительного производства и экспертизы недвижимости
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Контрольная работа
Выполнил студент группы СПт-08:
Денис Борисов (Денчик)
3 курс, 5 семестр
№ з.к: СПт-089-600
Проверил доцент:
Черкаев Юрий Павлович
Кемерово 2011


Оглавление:
1. Проектирование 2
1.1. Стадии проектирования в промышленно-гражданском строительстве 3
1.2. Исходные материалы для проектирования 5
2. Проектные работы 6
2.1. Проектная подготовка 6
2.2. Этапы проектирования в строительстве 7
3. Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию 8
3.1. Общие положения 8
3.2. Состав разделов проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения 11
3.3. Состав разделов проектной документации на линейные объекты капитального строительства 14
4. Разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) проектирования и строительства объектов 15
5. Оценка проектных решений 18
6. Система нормативных документов в строительстве 19
7. Современные системы автоматизированного проектирования объектов зданий, сооружений, технологических процессов по разделам архитектурно-строительного и технологического проектирования (САПР) 23
8. Лицензирование проектной деятельности 26
9. Саморегулируемые организации (СРО) 26
Список используемой литературы 33

1. Проектирование
Проектирование включает разработку проектно-сметной документа-ции, необходимой для проведения строительных работ. Это очень важный этап инвестиционного цикла, который в наибольшей мере определяет эф-фективность намеченного строительства. Без проектно-сметной документа-ции вести строительно-монтажные работы в РФ запрещается.
Проектирование выполняется организациями или отдельными спе-циалистами ("юридическими" или "физическими" лицами), имеющими соответствующие лицензии. Так как: органы лицензирования обычно очень осторожно выдают лицензии на право выполнения проект-ных работ физическим лицам, проектные работы чаще всего выполняют-ся проектными организациями (юридическими лицами). Содержание про-ектной документации, форма ее представления, прави-ла составления чертежей регламентируются специальными нормативными документами.
Проектные организации, как правило, специализируются на проектировании объектов конкретной отрасли строительства - промышленного, гидротехнического, мелиоративного, гражданского, сельскохозяйственного, транспортного и т.д., что обычно отражается в их названиях (Промстройпроект, Гидропроект, ГИПРОводхоз,.). Различие между организациями разных отраслей обычно состоят в соответствующей специализации их отделов и кадровом составе, организационная же их структура, как правило, мало зависит от отраслевой направленности.
По организационно-правовому статусу мелкие проект-ные организации чаще всего бывают обществами с ограниченной ответст-венностью (ООО), средние и крупные - акционерными обществами (ЗАО, ОАО) или унитарными предприятиями (ГУП, МУП).
1.1. Стадии проектирования в промышленно-гражданском строительстве
Схема процесса проектирования зависит от типа объекта, числа стадий и степени детализации объекта. На практике проектирование можно осуществлять в одну или две стадии. Как правило, проекты крупных жилых, общественных и промышленных зданий составляют в две стадии (проект и рабочая документация). При сложном и дорогостоящем объекте сначала разрабатывается технический проект, затем рабочие чертежи. Если объект небольшой и несложный, то проектирование ведется в одну стадию: разработка технического проекта и разработка рабочих чертежей совмещаются. В одну стадию (рабочий проект) разрабатывают проекты индивидуальных жилых и общественных зданий при условии, что это технически несложные объекты, а также проекты типовых зданий.
Проектирование сложных объектов, как правило, осуществляют спе-циализированные проектные организации (институты), которые по своей специфике могут быть отраслевыми и межотраслевыми.
Проект при двухстадийном проектировании необходим для анализа и оценки архитектурно-планировочного решения (объемы, фасады, планы), предусматриваемого инженерного оборудования, рассмотрения проблем организации строительства, сметной стоимости и ключевых технико-экономических показателей для установления возможности и целесообразности сооружения объекта. Утвержденный надлежащим образом проект служит исходной базой для составления рабочей документации. Последнюю разрабатывают для выполнения строительно-монтажных работ по запроектированному объекту.
На основании рабочих чертежей составляются локальные и сводные ведомости потребности в материальных ресурсах, а также локальные и объектные сметы, входящие в состав рабочей документации. Рабочий проект разрабатывают на основании утвержденного задания на проектирование, выдаваемого заказчиком проектной организации. Он представляет собой проект, совмещенный с рабочей документацией.
В состав сметной документации могут входить:
- локальные сметы (сметные расчеты) на отдельные виды работ, которые необходимо выполнить по данному объекту
- объектные сметы (сметные расчеты) на объект в целом, где объеди-нены данные из локальных смет
- сметные расчеты на отдельные виды затрат, необходимые для случаев, когда нужно установить по стройке в целом размер средств, требующихся для покрытия расходов, не учтенных сметными нормативами
- сводный сметный расчет стоимости строительства, предназначенный для планирования капитальных вложений и открытия финансирования строительства в соответствующих банках. В него со ссылкой на номер документа включают отдельными строками итоги по всем объектным сметам на отдельные виды затрат. Сводный сметный расчет составляют в текущих или прогнозных ценах
- сводка затрат — это сметный документ, характеризующий стоимость строительства в случаях, когда за счет средств на строительство производственных объектов разрабатывают проектно-сметную документацию на объекты жилищно-гражданского назначения, базы строительной индустрии, объекты социальной сферы, бытового обслуживания населения и др. Например, сводка затрат может составляться при строительстве крупных предприятий в отдаленных и неосвоенных районах, где отсутствует база стройиндустрии, а также при освоении новых нефтегазовых месторождений в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока
Рекомендуемая стадийность проектирования:
Различают следующие рекомендуемые стадии проектирования, кото-рые определяются в зависимости от категории сложности объекта:
- Одностадийное проектирование (рабочий проект включающий ут-верждаемую часть и рабочую документацию) – для объектов III-I категорий сложности, а также для объектов, строящихся по типовым и повторно применяемым проектам.
- Двухстадийное проектирование (проект, рабочая документация) – для объектов V, IV категорий сложности и для объектов III категории сложности по индивидуальным проектам.
- Трехстадийное проектирование (предпроектное предложение, проект, рабочая документация) - для объектов V, IV категорий сложности и для объектов III категории сложности по индивидуальным проектам, с недостаточным перечнем исходно-разрешительной документации.
1.2. Исходные материалы для проектирования
Перед началом проектных работ заказчик заключает дого-вор с проектировщиком и выдает ему техническое задание на проектирование, прилагая к заданию основные документы, подготовленные на предпроектной стадии (в первую очередь "обоснование инвестиций" и "архитектурно-планировочное задание"). В разработке технического задания обычно принимает участие и сам проектировщик, но его роль в основном сводится к конкретизации и уточнению задач, которые ставит заказчик, окончательный же текст задания подписывает заказчик.
Содержание технического задания зависит от вида строительства. Оно регламентируется нормами СНиП 11.01-95, но подробный перечень данных и требований к проекту приводится только для объектов промыш-ленного и гражданского строительства. Для объектов природообустройства, в связи с их исключительным разнообразием, формы технических заданий могут существенно различаться в зависимости от вида объекта и условий его возведения. В любом случае в техническом задании должны быть указаны: основание для проектирования, особые условия строительства, основные технико-экономические показатели проектируемых объектов, требования к архитектурно-планировочным и конструктивным решениям, требования по охране природы. Для объектов природообустройства обычно возникает необходимость дополнительной конкретизации некоторых вопросов. Например, в техническом задании на проектирование крупной мелиоративной системы, как правило, указывается:
- основание для разработки проекта (генеральная схема, генеральный план развития района, целевая программа охраны природы, обоснование инвестиций и др.)
- местоположение, границы, площади
- назначение, требования заинтересованных отраслей - сельского хо-зяйства, гидроэнергетики, водного транспорта и др.
- ориентировочные параметры объектов проектирования (площади, расходы, мощности и т.д.)
- требования к конструктивным решениям и способы регулирования водного режима
- сроки, очередность строительства
и другие сведения, необходимые для проектирования.
Еще большей спецификой могут отличаться задания на проектирование селезащитных территорий, на реконструкцию существующего рельефа, на проектирование противооползневых сооружений и т.д. Очевидно, что в этих случаях не может быть единой схемы, и задание в каждом случае должно составляться в зависимости от конкретных задач.
2. Проектные работы
2.1. Проектная подготовка
Проектная подготовка строительства предусматривает проведение следующих этапов работ:
- разработку, согласование и утверждение архитектурно-градостроительного решения - архитектурного проекта (данная работа может выполняться как самостоятельный этап, так и при разработке проектной документации);
- разработку, согласование, экспертизу и утверждение проектной до-кументации - проекта, утверждаемой части рабочего проекта;
- разработку рабочей документации.
Результатом предпроектной и проектной подготовки строительства является утверждение проекта, получение разрешения и ордера на производство строительных работ.
2.2. Этапы проектирования в строительстве
Несмотря на кажущуюся простоту, строительство – достаточно сложный процесс, а его длительность и применение в нем тех или иных технологий определяют этапы проектирования, предшествующие выполнению самих работ. Для начала разработки проекта проектной организации необходимо получить задание на проектирование.
Сегодня это задание может дать и частное лицо, например, на проек-тирование индивидуального жилого дома или проектирование бани.
Сам проект может быть индивидуальным и типовым. Типовой проект разрабатывается без привязки к местным условиям (она осуществляется потом), а для разработки индивидуального проекта необходимо учитывать климатические условия района строительства и гидрогеологические условия местности.
Далее идет само проектирование, этапы проектирования в строительстве включают разработку объемно-планировочного решения, подбор и расчет конструкций, а так же разработку сметной документации.
До начала разработки объемно-планировочного решения необходимо определиться с материалом стен здания, количеством его этажей и внешним видом фасада, поскольку все это будет учитываться в архитектурной части проекта. Здесь же в архитектурной части подбирается материал утеплителя стен и его толщина, учитывается отделка помещений.
Далее на основании данных о планировке подбираются типовые кон-струкции, либо разрабатываются индивидуальные. Например, при проектировании жилого дома учитывается тип кровли и нормативный вес снегового покрытия – в зависимости от этого подбираются и рассчитываются перекрытия. Здание рассчитывается сверху вниз – с учетом нагрузки от вышележащих конструкций.
После того, как получены все данные о размерах здания, его планировке, материалах строительства, можно разрабатывать сметную документацию, которая учитывает стоимость строительства с учетом затрат на аренду техники, оплату труда рабочих, предполагаемой прибыли предприятия и накладных расходов.
Смета обычно разрабатывается в текущих ценах, поэтому при откладывании сроков начала строительства необходимо ее подвергнуть индексации.
3. Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию
3.1. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов:
а) при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства;
б) при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - строительство).
2. В целях настоящего Положения объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяются на следующие виды:
а) объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов;
б) объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения);
в) линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные до-роги, линии электропередачи и др.).
3. Проектная документация состоит из текстовой и графической час-тей.
Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения.
Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.
Подготовка проектной документации должна осуществляться в соот-ветствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
4. В целях реализации в процессе строительства архитектурных, тех-нических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.
5. В случае если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и утверждение в установленном порядке специальных технических условий.
Порядок разработки и согласования специальных технических условий устанавливается Министерством регионального развития Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности.
6. Правила выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, устанавливаются Министерством регионального развития Российской Федерации.
7. Необходимость разработки требований к содержанию разделов проектной документации, наличие которых согласно настоящему Положению не является обязательным, определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком такой документации.
Разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23, 28-31, 38 и 42 настоящего Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.
8. Необходимость разработки проектной документации на объект капитального строительства применительно к отдельным этапам строительства устанавливается заказчиком и указывается в задании на проектирование.
Возможность подготовки проектной документации в отношении от-дельных этапов строительства должна быть обоснована расчетами, подтверждающими технологическую возможность реализации принятых проектных решений при осуществлении строительства по этапам.
Проектная документация в отношении отдельного этапа строительства разрабатывается в объеме, необходимом для осуществления этого этапа строительства. Указанная документация должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации, установленным настоящим Положением для объектов капитального строительства.
В целях настоящего Положения под этапом строительства понимается строительство одного из объектов капитального строительства, строительство которого планируется осуществить на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных объектов капитального строительства на этом земельном участке, а также строительство части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства.
3.2. Состав разделов проектной документации на объекты капи-тального строительства производственного и непроизводственного на-значения
9. Проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10 - 32 настоящего Положения.
10. Раздел 1 "Пояснительная записка"
11. Документы (копии документов, оформленные в установленном порядке), указанные в подпункте "б" пункта 10 настоящего Положения, должны быть приложены к пояснительной записке в полном объеме.
12. Раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка"
13. Раздел 3 "Архитектурные решения"
14. Раздел 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения"
15. Раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инже-нерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических меро-приятий, содержание технологических решений"
а) подраздел "Система электроснабжения";
б) подраздел "Система водоснабжения";
в) подраздел "Система водоотведения";
г) подраздел "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети";
д) подраздел "Сети связи";
е) подраздел "Система газоснабжения";
ж) подраздел "Технологические решения".
23. Раздел 6 "Проект организации строительства"
24. Раздел 7 "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства"
25. Раздел 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды"
26. Раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности"
27. Раздел 10 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов"
27(1). Раздел 10(1) "Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов"
28. Раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" должен содержать текстовую часть в составе пояснительной записки к сметной документации и сметную документацию.
29. Пояснительная записка к сметной документации, предусмотренная пунктом 28 настоящего Положения, должна содержать следующую информацию:
а) сведения о месте расположения объекта капитального строительства;
б) перечень сборников и каталогов сметных нормативов, принятых для составления сметной документации на строительство;
в) наименование подрядной организации (при наличии);
г) обоснование особенностей определения сметной стоимости строи-тельных работ для объекта капитального строительства;
д) другие сведения о порядке определения сметной стоимости строи-тельства объекта капитального строительства, характерные для него.
30. Сметная документация, предусмотренная в пункте 28 настоящего Положения, должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.
Указанная сметная документация составляется с применением базис-ного уровня цен и цен, сложившихся ко времени ее составления (с указанием месяца и года ее составления). Под базисным уровнем цен понимаются стоимостные показатели сметных нормативов, действовавшие по состоянию на 1 января 2000 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.05.2009 N 427) (см. текст в предыдущей редакции)
31. Сводный сметный расчет стоимости строительства, предусмотренный пунктом 30 настоящего Положения, составляется с распределением средств по следующим главам:
- подготовка территории строительства (глава 1);
- основные объекты строительства (глава 2);
- объекты подсобного и обслуживающего назначения (глава 3);
- объекты энергетического хозяйства (глава 4);
- объекты транспортного хозяйства и связи (глава 5);
- наружные сети и сооружения водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и газоснабжения (глава 6);
- благоустройство и озеленение территории (глава 7);
- временные здания и сооружения (глава 8);
- прочие работы и затраты (глава 9);
- содержание службы заказчика. Строительный контроль (глава 10);
- подготовка эксплуатационных кадров для строящегося объекта капитального строительства (глава 11);
- проектные и изыскательские работы (глава 12).
32. Раздел 12 "Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами"
3.3. Состав разделов проектной документации на линейные объекты капитального строительства
33. Проектная документация на линейные объекты капитального строительства (далее - линейные объекты) состоит из 10 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 34 - 42 настоящего Положения.
34. Раздел 1 "Пояснительная записка"
35. Раздел 2 "Проект полосы отвода"
36. Раздел 3 "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения"
37. Раздел 4 "Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта"
38. Раздел 5 "Проект организации строительства"
39. Раздел 6 "Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта", включаемый в состав проектной документации при необходимости сноса (демонтажа) линейного объекта или части линейного объекта, должен содержать документы и сведения, указанные в пункте 24 настоящего Положения, и, кроме того, в текстовой части перечень проектных решений по устройству временных инженерных сетей на период строительства линейного объекта.
40. Раздел 7 "Мероприятия по охране окружающей среды"
41. Раздел 8 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности"
42. Раздел 9 "Смета на строительство" и раздел 10 "Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами" должны содержать документы, сведения и расчеты, указанные соответственно в пунктах 28 - 31 и пункте 32 настоящего Положения.
4. Разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) проектирования и строительства объектов
Технико-экономическое обоснование (ТЭО) инвестиций в строитель-ство является важнейшим документом, на основании которого принимается принципиальное решение о строительстве данного объекта и разработке технического проекта. В задании на разработку ТЭО инвестиций приводятся требования к архитектурно-планировочным, конструктивным и инженерным решениям, требования к охране окружающей среды, особые условия строительства и основные технико-экономические показатели объекта строительства.
При разработке ТЭО инвестиций проводятся более углубленные ис-следования вопросов маркетинга, спроса с учетом уровня цен, инфляции, состояния деловой активности, более тщательно обосновывается политика сбыта продукции на основе прогноза конъюнктуры рынка, разрабатываются мероприятия по стимулированию сбыта продукции, в том числе на внешнем рынке, и т.д. Также более углубленно обосновывается технология основного и вспомогательных производств, с большей тщательностью анализируется обеспечение будущего предприятия ресурсами. В состав ТЭО инвестиций включаются материалы по обоснованию местонахождения объекта строительства: наличие транспортных коммуникаций, инженерных сетей, объектов производственной и социальной инфраструктуры, рынка сбыта продук-ции. Раздел содержит принципиальные решения по объемно-планировочным и конструктивным вопросам: сроки и очередность строительства, общие положения по организации и технологии строительства, решения по энергообеспечению, теплоснабжению и газоснабжению. Оценивается характер воздействия на природную среду, определяются потребности в трудовых и материально-технических ресурсах, основные технико-экономические показатели и эффективность инвестиций, проводится сопоставительный анализ технико-экономических показателей с аналогичными объектами, построенными в стране заказчика и за рубежом.
При разработке ТЭО инвестиций, как правило, рассматривается не-сколько вариантов объекта строительства. По каждому варианту по укрупненным показателям стоимости определяются объем капитальных вложении (К), себестоимость продукции (С), удельные капитальные вложения, удельные расходы сырья, топлива, электроэнергии, численность работающих, производительность труда. Оптимальный вариант выбирают по минимуму затрат.
Название разделов ТЭО инвестиций достаточно близко совпадает с разделами Бизнес-плана, но по содержанию они отличаются глубиной проработки как экономических, так и инженерных решений.
В случаях, когда Бизнес-план разрабатывается после разработки ТЭО инвестиций, материалы ТЭО инвестиций служат обоснованием для его разработки. Бизнес-план в этом случае формируется для подтверждения платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия или иного объекта инвестирования.
ТЭО инвестиций утверждается на основе заключения государственной экспертизы и решения органа исполнительной власти о согласовании места сооружения объекта. Выбор местоположения объекта оформляется и утверждается актом выбора площадки для строительства. Наличие утвержденного ТЭО инвестиций и акта выбора площадки позволяет перейти к следующему этапу проектирования — разработке проекта (технического проекта).
При разработке ТЭО на строительство новых объектов следует рас-сматривать варианты целесообразности данного строительства по сравнению с возможностью получения равновеликого прироста продукции за счет расширения или реконструкции действующих производств. Во многих случаях реконструкция и расширение действующих предприятий более рациональны, чем новое строительство, а капитальные вложения на эти мероприятия на 10—15% меньше. Однако только с помощью глубоких технико-экономических обоснований и анализа может быть доказана целесообразность реконструкции, расширения или нового строительства в конкретных местных условиях, но с учетом общегосударственных интересов.
При разработке ТЭО должны быть учтены новейшие достижения науки и техники, с тем чтобы вновь создаваемые подземные сооружения ко времени ввода их в действие были технически передовыми, имели высокую экономическую эффективность. Определение экономической целесообразности и технической возможности строительства необходимо осуществлять путем проработки нескольких вариантов, а выбор площадки для строительства — в увязке с генеральными планами городов и поселков.
В ТЭО подлежат экономической оценке земельные участки, намечае-мые к отчуждению, и природные богатства, которые в результате строительства могут быть потеряны или частично пострадать. Новое строительство или расширение действующих предприятий оказывает определенное влияние на окружающую среду, видоизменяет ее. Поэтому в ТЭО должны быть проработаны вопросы рационального использования, сохранения и воспроизводства природных ресурсов. После утверждения ТЭО заказчиком объекта строительства оно служит основанием для составления задания на проектирование.
5. Оценка проектных решений
В настоящее время оценка проектных решений выполняется по их технико-экономическим показателям (ТЭП), отражающим меру количественного расхода ресурсов (денежных, материальных, трудовых, энергетических, временных) на выпуск единицы продукции или на единицу функционального показателя (площади, объема, места). Общим критерием экономичности проектного решения служат удельные приведенные затраты (П), включающие единовременные затраты на возведение здания (сметная стоимость G), капитальные вложения в производство строительных конструкций и материалов (соответственно Ki и К2), умноженные на нормативный коэффициент эффективности капвложений (цн = 0,12), и эксплуатационные затраты на содержание здания М, умноженные на нормативный срок окупаемости капитальных вложений (Ти = 12,5 года – для районов Крайнего Севера; 8,33 года – для остальных районов), т. е.
Экономический эффект Э оценивается как разность приведенных за-трат по сравниваемым вариантам или сравнением их с приведенными затратами по аналогу (эталону).
Оценка проектных решений по приведенным затратам наиболее объ-ективна, хотя и не отражает полностью качества проектных решений. Интегральная эффективность включает, кроме экономической эффективности, характеристику социально-технических свойств объекта. Для оценки этих свойств применительно к различным по назначению зданиям используются комплексы показателей, в частности ряд характерных, удобно оценивающих объемно-планировочное решение здания:
В зависимости от цели оценки дополнительно рассчитывают такие частные натуральные показатели, как сметная стоимость, затраты труда и потребность в основных материалах на 1 м2 общей площади или на единицу продукции (вместимости, мощности). Выявляются показатели технологичности проектных решений: число типоразмеров и марок сборных конструкций, масса монтажных элементов, продолжительность строительства и др.
При комплексной оценке эффективности проектного решения, наряду с затратами, рассматривается качество проекта, что отражено в ряде современных методик, разработанных применительно к автоматизированному проектированию.
6. Система нормативных документов в строительстве
Система нормативных документов в строительстве (в дальнейшем - Система) представляет собой совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, а также предприятиями и организациями для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и охраняемых законом интересов ее потребителей, общества и государства.
Правовой базой Системы является законодательство Российской Фе-дерации, определяющее взаимоотношения участников инвестиционной деятельности, их права, обязанности и ответственность за качество продукции и услуг. Система является одним из средств межотраслевого регулирования и управления при проектировании и строительстве в целях реализации требований законодательства.
Основой Системы являются нормативные документы: около 180 СНиП, более 800 государственных стандартов и другие документы.
Нормативные документы Системы подразделяются по уровню утверждения и сфере действия на следующие категории (СНиП 10-01-94):
- Государственные федеральные документы
- документы субъектов Российской Федерации;
- производственно-отраслевые документы субъектов хозяйственной деятельности.
В качестве федеральных нормативных документов применяют также межгосударственные строительные нормы и правила и межгосударственные стандарты (ГОСТ), введенные в действие на территории Российской Федерации.
Наряду с указанными нормативными документами Системы в строи-тельстве применяют:
-государственные стандарты и другие документы по стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России;
-нормы, правила и нормативы органов государственного надзора;
-стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, принимаемые отраслевыми министерствами, государственными комитетами в соответствии с их компетенцией.
Строительство во всем мире регламентируется системой нормативных документов. Некоторые развивающиеся страны не имеют своей системы стандартов, но они обычно широко используют стандарты развитых стран. Например, в многих африканских странах широко используются стандарты Франции, Англии, США. Чаще всего, однако, такие государства берут за основу стандарты какой-либо развитой страны, и корректируя их применительно к своим условиям, принимают их как свои национальные стандарты.
Кроме национальных стандартов существуют Международные стан-дарты по общим наиболее важным вопросам строительства. Их составляет Международная организация по стандартизации ISO, привлекающая для этого экспертов из различных стран. Цель таких стандартов - унифицировать терминологию и общие принципы решения наиболее важных задач на базе достижений мировой науки.
Международные стандарты являются ориентирами, по которым со-ставляются внутригосударственные (национальные) стандарты. В большинстве случаев в вопросах строительства международные стандарты не обладают свойством "прямого действия", т.е. для конкретного инженера они становятся правилами только после того, как будут сформулированы в виде национальных норм его страны.
Государства СНГ также составляют общие "межгосударственные" стандарты ГОСТы. Они могут обладать "прямым действием", т.е. не нуж-даться в дублировании национальными нормами, если данное государство СНГ признает этот стандарт и издает соответствующее постановление.
Зарубежные строительные нормативные документы могут носить обязательный и рекомендательный (т.е. необязательный) характер. Документы, носящие обязательный характер называются техническими (строительными) регламентами. Зарубежные стандарты же носят рекомендательный характер, если только на них не имеется ссылки в техническом регламенте или в конкретном контракте на производство строительной продукции.
В мировой практике существует два принципа стандартизации (нор-мирования) технических решений:
- регламентация конечного результата при свободе выбора путей достижения такого результата (иными словами "действуй как хочешь, но конечный результат должен удовлетворять перечисленным требованиям")
- регламентация самого пути получения требуемого результата (т.е. "действуй, как требует стандарт, и получишь нужный результат")
Первый принцип существенно облегчает применение новых подходов, учета последних достижений науки, но он усложняет работу инженера, которому нужно самому искать и критически отбирать нужную литературу, всевозможные пособия, справочники.
Второй принцип, напротив, резко упрощает работу инженера, снимает с него ответственность за многие принимаемые решения (если они соответствуют обязательным требованиям нормативных документов). Однако он сильно усложняет применение новых подходов, ибо любое новшество неизбежно входит в противоречие с существующими нормами, что создает проблемы, если эти нормы носят обязательный характер. Переработка же нормативных документов в соответствии с достижениями науки всегда является сложной и длительной процедурой.
Многолетняя практика показывает, что необходимы оба подхода, но оптимальные условия создаются, когда первый принцип (т.е. регламентация конечного результата) превалирует в обязательных нормативных документах, второй (регламентация действий) - в рекомендательных документах. В быв. СССР до 80-х годов все нормативные документы по строительству были обязательными, но в дальнейшем, начиная с 80-х годов, в нормах и стандартах стали появляться пункты, разделы, приложения, носящие рекомендуемый характер. Однако большая часть пунктов любого нормативного до-кумента 80-х годов, как правило, носило обязательный характер. При этом во всех строительных нормативных документах явно превалировал второй принцип. Это неблагоприятно отражалось на внедрении новейших достижений строительной науки в практику, что было серьезным недостатком существовавшей системы.
В 1993-1995 годах в России была проведена коренная реформа системы стандартизации, сущность которой состояла в "гармонизации" ее с действующей международной системой. Эта реформа охватила и строительную отрасль. Госстрой России принял основополагающие нормативные документы по стандартизации, среди которых главная роль принадлежит СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве". Принятый СНиП четко разграничил обязательные и рекомендательные положения нормативных документов, устанавливал, какие документы должны иметь только обязательный или только рекомендательный характер, какие могут содержать оба вида положений. Документы обязательного характера должны теперь строиться по первому принципу, рекомендательные - по второму. Уменьшено число видов нормативных документов, более четкой стала связь между названием документа и характером его положений.
Начата постепенная переработка действующих нормативных документов в строительстве, количество которых исчисляется примерно двумя с половиной тысячами наименований. Естественно, что это большая и сложная работа, которая даже при благоприятной экономической обстановке в стране, т.е. нормальном финансировании, потребовала бы нескольких лет. В сложившихся же условиях экономического кризиса переработка нормативных документов идет очень медленно. Работа усложняется тем, что природные условия строительства в нашей стране, сложившиеся традиции имеют свою специфику, поэтому попытки механически переносить зарубежный опыт на российскую действительность чаще всего дают совершенно не те результаты, которые от них ожидаются. Тем не менее переработаны уже многие нормативы, особенно по инженерным изысканиям, хотя полная переработка системы нормативной документации в строительстве, по-видимому, потребует еще многих лет.
7. Современные системы автоматизированного проектирования объектов зданий, сооружений, технологических процессов по разделам архитектурно-строительного и технологического проектирования (САПР)
Система автоматизированного проектирования, САПР — автоматизированная система, реализующая информационную технологию выполнения функций проектирования, представляет собой организационно-техническую систему, предназначенную для автоматизации процесса проектирования, состоящую из персонала и комплекса технических, программных и других средств автоматизации его деятельности.
В современном производстве широкое распространение получили системы автоматизированного проектирования (САПР), которые позволяют проектировать технологические процессы с меньшими затратами времени и средств, но зато увеличивается точность спроектированных процессов и программ обработки, что сокращает расход материала и время обработки, т.к. режимы обработки, также рассчитываются и оптимизируются при помощи ЭВМ.
Системы САПР применяются не только для проектирования и разработки чертежей, но и для создания математических трёхмерных моделей, по которым разрабатываются программы для станков с числовым программным управлением (ЧПУ), что значительно сокращают время, в отличие от старых пакетов, в которых требовалось вводить движения заранее выбранных инструментов. Новые системы не требуют выбора инструмента разработчиком, т.к. они сами предлагают несколько видов наиболее подходящих инструментов.
Компьютеризация - совокупность усилий, направленных на оснащение конструкторских бюро и других служб, что необходимо для комплексной автоматизации технологических и производственных процессов.
Автоматизация - это система мер направленная на проектирование, управление, контроль и производство готовых изделий без непосредственного участия человека в производственном процессе.
Системы автоматизированного проектирования (САПР) позволяют осуществить черчение и конструирование различных предметов и механизмов с помощью компьютера. Среди систем малого и среднего класса в мире наиболее популярна система Auto Cad фирмы Auto Desk. Эта система является расширяемой, для нее существует множество дополнений, сделанных другими фирмами и обеспечивающих различные операционные функции в рамках Auto Cad. Иногда имеет смысл использовать более мощные и более дорогие CAПP_EUCLID, UNIGRAPHICS, CIMATRON и др. Однако часто более практично применять отечественные САПР (например «Компас» фирмы Аскон и Т-FlexCad фирмы Тонсистемы), позволяющие создавать чертежи по требованиям ЕСКД (единой системы конструкторской документации) предъявляющие гораздо меньшие требования к отношению и учитывающие особенности отечественных стандартов. Семейство САПР «Компас» включают средства создания чертежей (Компас-График), проектирования процессов механообработки (Компас-Т/М), трехмерного твердотельного моделирования (Компас-КЗ), программирования оборудования с числовым программным управлением (Компас-ЧПУ) и т.д.
Цели создания и задачи САПР:
Визуализация результатов моделирования столкновения выполненная в NTNU с использованием метода конечно-элементного анализа.
Основная цель создания САПР — повышение эффективности труда инженеров, включая:
- сокращения трудоёмкости проектирования и планирования;
- сокращения сроков проектирования;
- сокращения себестоимости проектирования и изготовления, умень-шение затрат на эксплуатацию;
- повышения качества и технико-экономического уровня результатов проектирования;
- сокращения затрат на натурное моделирование и испытания.
Достижение целей создания САПР обеспечивается путем:
- автоматизации оформления документации;
- информационной поддержки и автоматизации принятия решений;
- использования технологий параллельного проектирования;
- унификации проектных решений и процессов проектирования;
- повторного использования проектных решений, данных и наработок;
- стратегического проектирования;
- замены натурных испытаний и макетирования математическим моделированием;
- повышения качества управления проектированием;
- применения методов вариантного проектирования и оптимизации.
8. Лицензирование проектной деятельности
С 1 января 2010 года лицензии на проектирование прекратили свое действие. На смену системе государственного регулирования рынка пришла более актуальная и действенная система саморегулирования. Выполнение действий по подготовке проектной документации стало возможным только членами СРО при наличии действующего свидетельства о допуске к работам.
Изменения внесены в закон "О введении в действие Градостроитель-ного кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты РФ.
При этом был сохранен механизм продления срока действия ранее выданных лицензий. Однако сохранение возможности продлевать действие лицензий стало сдерживающим фактором в развитии института саморегулирования.
Для того, чтобы развивать институт саморегулирования, принятым законом с 1 января 2010 года прекращается действие таких лицензий, в том числе, и тех, срок действия которых был продлен. Исключение составляют лицензии, касающиеся сооружений сезонного или вспомогательного назначения.
Для ведения работ по подготовке проектной документации объектов капитального строительства (Федеральным законом от 22.07.2008 N 148-ФЗ) необходимо получить допуск от саморегулируемой организации (СРО). Осуществление работ на основании ранее выданных лицензий является незаконным.
9. Саморегулируемые организации (СРО)
Саморегулируемая организация в области архитектурно-строительного проектирования (СРОП) в соответствии с Градостроительным кодексом РФ — это некоммерческая организация, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих архитектурно-строительное проектирование.
Статус саморегулируемой организации
В соответствии со ст. 55.2 ГСК РФ статус саморегулируемой органи-зации (СРО) может приобрести некоммерческая организация, созданная в форме некоммерческого партнерства. Данные о СРО вносятся в государственный реестр саморегулируемых организаций.
В соотв. с ч.1 ст.55.4 ГСК РФ некоммерческая организация вправе приобрести статус СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, при условии её соответствия следующим требованиям:
1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем 50 ИП и (или) ЮЛ; 2) наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем:
500 000 рублей на одного члена некоммерческой организации или
150 000 рублей на одного члена некоммерческой организации, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
3) наличие документов СРО, предусмотренных ч. 1 ст. 55.5 ГСК РФ, в том числе:
а) требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
б) правил контроля в области саморегулирования;
в) документа, устанавливающего систему мер дисциплинарного воз-действия и др.
Государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также ведение реестра указанных организаций осуществляются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Цели деятельности саморегулируемых организаций в проектной сфере
В соответствии с п.1 ст.55.1 ГСК РФ основными целями СРО являются:
1) предупреждение причинения вреда
- жизни или здоровью физических лиц,
- имуществу физических или юридических лиц,
- государственному или муниципальному имуществу,
- окружающей среде,
- жизни или здоровью животных и растений,
- объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ
- вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безо-пасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;
2) повышение качества
- выполнения инженерных изысканий,
- осуществления архитектурно-строительного проектирования,
- строительства,
- реконструкции,
- капитального ремонта объектов капитального строительства.
Преимущества СРО:
а) СРО осуществляет защиту прав и законных интересов членов СРО;
б) Членство в СРО ведет к повышению качества осуществляемых проектных работ;
в) Членство в СРО ведет к взаимной поддержке членов СРО;
г) СРО оказывает помощь в повышении квалификации сотрудников членов СРО;
д) СРО осуществляет информационную поддержку членов путем предоставления изменений в нормативно-правовые акты затрагивающие профессиональных участников — членов СРО,
е) проведения общих собраний членов СРО,
ж) организации круглых столов, симпозиумов и конференций, посвященных актуальным темам саморегулирования, функционирования СРО, а также проблемам в сфере регулирования и функционирования проектной деятельности.
Допуск от саморегулируемой организации
В соотв. с ч.1 ст.55.8 ГСК РФ индивидуальный предприниматель (ИП) или юридическое лицо (ЮЛ) вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией (СРО) свидетельства о допуске к таким работам.
Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждён Приказом Минрегиона от 30.12.2009 г. № 624.
Таким образом, для осуществления проектной деятельности ИП или ЮЛ должны получить от саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования (СРОП) Свидетельство о допуске к работам в области архитектурно-строительного проектирования (допуск к проектным работам). Допуск к проектным работам выдаётся без ограничения срока и территории его действия (ч.9 ст.55.8 ГСК РФ).
Членство
В члены СРОП по их индивидуальному заявлению могут быть приняты ЮЛ, в том числе иностранное ЮЛ, и ИП, соответствующие требованиям к выдаче свидетельства о допуске к одному или нескольким видам работ, составляющим сферу их деятельности (ч.1 ст.55.6 ГСК РФ).
Указанные требования подразделяются на необходимые, дополнительные и минимальные (ч.ч.6-8 ст.55.5 ГСК РФ). Минимально необходимые требования включают (ч.8 ст.55.5):
1) наличие у ИП или ЮЛ не менее трёх работников с высшим профессиональным образованием со стажем работы по специальности не менее трёх лет или не менее пяти работников со средним профессиональным образованием со стажем работы по специальности не менее пяти лет;
2) наличие у ИП высшего или среднего образования соответствующего профиля для выполнения определённых видов работ и стажа работы по специальности не менее пяти лет;
3) повышение квалификации указанными работниками и ИП не реже одного раза в пять лет.
ЮЛ или ИП могут быть членом одной или нескольких СРО при условии, что в этих СРО они получат только одно свидетельство о допуске к определённому виду работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства (ч.7 ст.55.6, ч.2 ст.55.8 ГСК РФ).
Член СРОП вправе по своему усмотрению выйти из СРОП (п.1 ч.1 ст.55.7 ГСК РФ).
Лицу, прекратившему членство в СРОП, не возвращаются вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд СРОП (ч.4 ст.55.7 ГСК РФ).
Лицу, принятому в члены СРО, свидетельство о допуске к определённому виду (видам) работ выдаётся не позднее чем в течение трёх рабочих дней после дня принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд СРО (ч.6 ст.55.6 ГСК РФ).
Лица, принятые в некоммерческое партнёрство до приобретения им статуса СРО, получают такие свидетельства в срок не позднее чем через один месяц со дня приобретения им статуса СРО (ч.7 ст. 55.8 ГСК РФ).
Согласно ст. 55.1 Градостроительного кодекса РФ основными целями введения института СРО в строительстве являются:
- предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;
- повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Содержанием деятельности СРО строителей являются:
Разработка и утверждение требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, стандартов саморегулирования;
Осуществление контроля за соблюдением членами СРО данных требований и стандартов.
Саморегулируемые организации создаются в форме некоммерческих партнерств. Согласно ст. 55.4 Градостроительного кодекса РФ некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, при условии ее соответствия следующим требованиям:
- объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем сто индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц;
- наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем один миллион рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем триста тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации;
- наличие документов, которые саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить.
Весомым преимуществом института СРО в строительстве является создание четкого механизма возмещения вреда, который строительные организации могут причинить третьим лицам. В пределах средств компенсационного фонда саморегулируемые организации в строительстве несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда третьим лицам.
Согласно ст. 55.6 Градостроительного кодекса РФ вступить в СРО строителей могут юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель, соответствующие требованиям к выдаче свидетельств о допуске к одному или нескольким видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации. Вступление в СРО строителей — обязательный шаг для большинства компаний строительной отрасли России.
Крупные строительные организации, имеющие подразделения по подготовке проектной документации, могут одновременно состоять в двух профильных СРО: строителей и проектировщиков. Для малых форм строительного бизнеса вступление в СРО с последующим получением допуска способствует значительному росту уровня конкурентоспособности компании на рынке.
Список используемой литературы
1. Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87)
2. Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации»
3. ГОСТ 34.003-90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Термины и определения».
4. ГОСТ 23501.101-87 «Системы автоматизированного проектирования. Основные положения».

Скачать: organizaciya-proektirovaniya-v-stroitelstve.doc [235 Kb] (cкачиваний: 9) скачать dle 10.5фильмы бесплатно

Категория: Контрольные / Организация проектирования в строительстве

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
<
  • 3 комментария
  • 0 публикаций
  • Нравится
  • 0
29 апреля 2017 07:10

wwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwww

Цитата
  • Группа: Посетители
  • Регистрация: 7.03.2016
  • Статус: Пользователь offline
 
Первые 10 процентов времени, потраченные на планирование, часто приносят 90 процентов успеха при осуществлении плана


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив